Феномен выученной беспомощности

Феномен выученной беспомощности — одно из важнейших понятий, описывающих, как мы воспринимаем контроль над ситуациями и собственной жизнью. Впервые он был исследован в 60-х годах Мартином Селигманом и его коллегами, и результаты этих исследований имели значительное влияние на психологию, в том числе на понимание природы депрессии и самооценки. Селигман показал, что если человек сталкивается с ситуацией, в которой его действия не влияют на исход событий, он может развить состояние выученной беспомощности, приводящее к чувству безысходности и снижению мотивации.

Первые эксперименты, заложившие основы концепции, проводились с участием животных. В одном из ключевых исследований Селигман помещал собак в установки, из которых они не могли выбраться при наличии электрического тока, воздействующего на их лапы.
В первой фазе эксперимента собаки были разделены на две группы: у собак из первой группы была возможность остановить ток нажатием на панель, тогда как собаки из второй группы не могли повлиять на его подачу. На этом этапе животные во второй группе быстро переставали предпринимать попытки остановить ток, пассивно воспринимая происходящее.
Во второй фазе обе группы собак помещались в условия, где они могли легко избежать тока, перепрыгнув небольшое препятствие. Но собаки, которые ранее научились, что не могут влиять на ток, не предпринимали попыток избежать его — даже когда выход был очевиден и доступен.
Эти эксперименты дали первые веские основания предполагать, что беспомощность, выученная в одних условиях, может переноситься на другие и негативно сказываться на поведении и восприятии.

На основе данных экспериментов Селигман и его коллеги предположили, что у людей выученная беспомощность формируется по схожему механизму. Например, если человек многократно сталкивается с обстоятельствами, в которых он не может контролировать исход (такими могут быть длительный стресс, уничижительное поведение других людей, ощущение ненужности), у него может появиться ощущение, что любые попытки изменений будут бессмысленны. В итоге он перестает предпринимать активные действия для улучшения своей жизни, теряет инициативу и мотивацию.
Такое состояние часто приводит к депрессивным переживаниям и снижению самооценки, человек начинает воспринимать себя как неспособного к изменению ситуации, чувствует себя уязвимым и недостаточно сильным для успеха.
В восприятии многих людей это перерастает в более глубокое убеждение о собственной ненужности или отсутствии смысла в любых действиях, направленных на улучшение ситуации. Со временем такие установки закрепляются в психике, что может способствовать развитию устойчивого депрессивного состояния, при котором человек не находит сил и мотивации изменить положение.
Существует интересная взаимосвязь между феноменом выученной беспомощности и когнитивной теорией депрессии Аарона Бека, согласно которой депрессия вызвана негативными мыслями и убеждениями человека о себе, будущем и окружающем мире. В случае выученной беспомощности человек не только чувствует себя неспособным на изменения, но и начинает воспринимать свои переживания как отражение реальности, формируя деструктивные шаблоны мышления. Это может привести к замкнутому кругу депрессивного поведения, поскольку убеждения о собственной беспомощности мешают человеку искать решения и пробовать что-то новое.

Рассмотрим пример с профессиональной сферой, где выученная беспомощность может проявляться, например, у человека, который несколько раз потерпел неудачи в продвижении по карьерной лестнице или столкнулся с сложностями в трудоустройстве. Он может начать воспринимать свои усилия как бесполезные и постепенно перестать искать новые возможности, повышать квалификацию или проявлять инициативу в работе. Ситуация усугубляется тем, что такое отношение к труду влияет на его профессиональные перспективы, что подтверждает его негативные убеждения о себе и своих способностях. В конечном итоге, это снижает его уверенность, превращая амбициозного человека в пассивного наблюдателя своей жизни.

Как преодолеть выученную беспомощность
Психотерапия может помочь человеку избавиться от выученной беспомощности, выявляя и постепенно меняя внутренние установки и убеждения о том, что успех возможен. Один из подходов, направленных на это, — когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает человеку осознать и изменить деструктивные убеждения о себе и своих возможностях. В рамках КПТ терапевт может предложить клиенту пересмотреть его отношение к неудачам, увидеть их как возможность для обучения, а не как окончательный приговор его способностям.
Также постановка небольших, достижимых целей и их последовательное выполнение могут вернуть чувство контроля и успеха. Это позволяет сформировать новый опыт, противоположный выученной беспомощности, и постепенно укрепляет веру в то, что усилия действительно имеют значение.

Важно помнить, что чувство беспомощности — это, по сути, навык, выученный в определённых условиях, и, как любой навык, он может быть изменен.