Обида

Обида представляет собой деструктивное чувство, возникающее в случае, когда человек уверен, что по отношению к нему поступили несправедливо, его обманули или предали, не поняли его чувств и желаний. Обида – это всегда результат неоправданных ожиданий.

Главными объективными причинами обиды являются:
· Неумение просить о помощи или говорить о своих желаниях
Такие невысказанные требования никуда не исчезают, а превращаются в молчаливые ожидания и большую обиду, мешающую жить и разрушающую отношения.

· Неоправданные ожидания
Мы предъявляем окружающим слишком большие требования, которым они не соответствуют. У обиженного плохо развита эмпатия, он не может встать на место другого человека, понять, какими мотивами этот человек руководствуется. По его мнению, близкие не имеют права на ошибку. При этом любитель обижаться никогда не говорит о своих ожиданиях, он предъявляет претензии уже после.

· Вживание в роль жертвы или маленького ребёнка, которому все должны или которого все обижают
Это довольно удобная модель поведения, когда всегда виноват не ты сам, а кто-то другой.

Обида является одним из самых деструктивных чувств, разъедающих внутренний мир человека. Она отравляет изнутри. Испорченное настроение, ожидание извинений и признания своей правоты, обвинение другого в своей боли, гнев и жалость к себе находят своё отражение в претензиях, скандалах, необъяснённых слезах, откровенном пренебрежении.

Неумение правильно выразить обиду вызывает обиду со стороны обидчика. Теперь обижаются уже двое. Если ситуация не находит разрешения, мучительные переживания растут и множатся, человека съедают тягостные чувства. Всё это может повлечь за собой развитие очень серьезных заболеваний, в том числе онкологических.

К сожалению, часто случается так, что мы не просто носим это чувство в себе, но ещё холим и лелеем его, осознанно или бессознательно.

Психологический механизм обиды
Как правило, в ней заложено три посыла в адрес обидчика
1. Я обижен!
2. Я чего-то хочу!
3. Догадайся, чего я хочу, и дай это мне!

Эти послания невербальные. Для этого используется язык тела, мимики, взгляда, интонации.
Для того, чтобы расшифровывать их, человек, которому демонстрируют обиду, должен быть довольно чувствителен и эмпатичен. Поэтому зачастую обидчик неверно считывает или не улавливает вовсе такие послания в свой адрес.

Вторичная выгода от состояния обиды
1) Ощущение собственной значимости
Это ощущение является самообманом, но при условии заниженной самооценки, оно поддерживает обижающегося.

2) Манипуляция обидчиком или ситуацией для удовлетворения своих потребностей
Если обидчик принимает условия игры и признает свою вину, то обиженный вправе «компенсировать» принесенный ему урон, а этого можно достичь, например, новой игрушкой (если обиженный – ребенок), желанной вещью (если обиженный – женщина) или даже изменой своей половине (если обиженный – партнер).

3) Чувство связи с обидчиком
Обиженный в таком случае либо активно взаимодействует с тем, кто его обидел, либо, наоборот, отдаляется от него. В первом случае, повторяется стиль взаимодействия, перенятый из детства от значимых взрослых (родителей или бабушек и дедушек). Для человека, выросшего в конфликтных семьях, это является нормой, и он транслирует усвоенный стиль взаимодействия в свое окружение. Во втором случае, когда обиженный отдаляется от обидчика, он пытается защититься от боли в будущем, получает иллюзию защиты. Но по факту ситуация не то, чтобы разрешается, но становится только хуже.

Описание психосоматики обиды, а также техники для ее проработки смотрите в Статье "Обида. Продолжение"