Эффект Пигмалиона, также известный как эффект Розенталя, является мощным примером того, как ожидания одного человека относительно другого могут влиять на его поведение, восприятие своих способностей и даже достижения. Основная идея заключается в том, что когда к кому-то относятся с верой в его возможности и успех, у него повышается мотивация и результаты. Однако есть и обратная сторона: низкие ожидания, даже если они не высказаны вслух, могут привести к заниженной самооценке и недостатку уверенности в себе.
Одно из самых известных исследований эффекта Пигмалиона было проведено в 1960-х годах американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон в школе Сан-Франциско. В начале учебного года они провели у учащихся тест IQ, после чего случайным образом отобрали несколько детей и сообщили их учителям, что эти ученики обладают высоким потенциалом к обучению и, вероятно, покажут впечатляющие успехи в течение года.
Учителя не знали, что дети были выбраны случайно, и действительно начали относиться к ним иначе, проявляя больше тепла, вовлеченности, терпения и поддержки. В конце учебного года результаты повторного тестирования показали, что именно эти дети продемонстрировали значительное улучшение в показателях интеллекта и учебных успехах. Это исследование стало классическим примером самосбывающегося пророчества, когда убеждения и поведение одного человека оказывают прямое влияние на другого.
Розенталь также проводил похожие исследования на животных. В одном из экспериментов студентам, работающим с лабораторными крысами, сообщили, что половина из них была сверхспособной и легко справлялась с лабиринтами, тогда как остальные – обычные или менее способные к обучению крысы (на самом деле это были одни и те же крысы).
Студенты, веря в способности определённых крыс, действительно начали относиться к ним иначе: проявляли терпение и поддержку, уделяли больше времени и прилагали больше усилий.
В итоге талантливые крысы стали показывать значительно лучшие результаты в прохождении лабиринтов, хотя на самом деле между группами не было никакой объективной разницы.
Этот эксперимент подтвердил, что ожидания человека могут влиять на результаты даже при работе с животными, не осознающими человеческие установки.
Хотя эффект Пигмалиона может вдохновить на успех, есть и обратная сторона — эффект, который можно назвать обратным эффектом Пигмалиона или эффектом низких ожиданий. Когда окружающие ставят перед человеком невысокие цели или изначально не верят в его способности, это может привести к формированию у него представления о своей неспособности или неуспешности. В таких условиях человек начинает верить, что не может достичь высокого результата или что его усилия мало что изменят.
Снижение самооценки и уверенности в себе — частые последствия такого воздействия, которые могут оказывать долговременное влияние.
Например, если ребенок растет в атмосфере, где учителя или родители демонстрируют сомнение в его возможностях, он может начать переживать, что его успехи недостаточно важны, и отказывается от сложных задач, заранее предполагая неудачу. С течением времени такие люди могут проявлять меньшую инициативу, избегать вызовов и снижать свои амбиции, даже если потенциально способны достичь высоких результатов.
Все это подтверждает важность веры в способности и возможности других людей. Опираясь на это знание, можно прилагать усилия к созданию позитивной атмосферы и поддержки, что позволяет раскрыть потенциал человека, минимизируя влияние низких ожиданий, которые могут стать барьером на пути к успеху.